![]() |
![]() |
||
EXTRACTOR | .RU – версия 2.2 |
||
![]() |
![]() |
Что у нас есть? Это тоже интересно ![]() |
Статьи и описания форматов игровых файлов Выкопай свой ресурс!Автор материала: Михаил Бесчетнов aka Terminus Трактат о том, где и как прячут разработчики игр ресурсы от наших загребущих рук и каким образом нам эти ресурсы заполучить. Статья опубликована в журнале «Игромания» в номере за март 2002 года. Многие, проходя очередную игру, с нездоровым интересом (а здоровый интерес, как мы знаем, бывает только к ветчине) задумываются: «а неплохо бы заиметь такие текстурки!» Кто-то просто ради интереса, кто-то пишет свою игру и считает, что его художественные способности явно не дотягивают до желаемого уровня, а кому-то приспичило сотворить очередной скин для WinAmp. Так или иначе, а проблема возникла, и ее надо решать. В этой статье я в общих чертах опишу, как и где прячут производители игр ресурсы от наших загребущих рук.
Способов хранения ресурсов существует множество (практически столько же, сколько и игр), но их, по большому счету, можно разделить на две группы. Много вас, а я один…Первая группа — это ресурсы, лежащие в открытом виде, когда каждая текстура, каждый звук, каждый скрипт и прочие “кирпичики” игрового мира хранится в отдельном файле. Характерными представителями такой группы являются игры серии Worms. Недостатком такого типа хранения является очень большое количество ресурсных файлов (в тех же Worms, к примеру, их около 3000). Однако, поняв по количеству файлов и их названиям, что перед вами то, что вы искали, и начав загружать для просмотра ACDSee, не спешите радоваться: производители далеко не всегда хранят ресурсы в привычных нам форматах WAV, JPG и т.п. Это — скорее исключение, чем правило. Если выбранная вами игра стала таким исключением — мои поздравления, если нет — есть смысл продолжить чтение. Что делать, если ни один графический редактор не помогает? Ответ один — искать программу (конвертер), созданную специально для просмотра (или прослушивания) данного конкретного формата и конвертации его в один из стандартных форматов (BMP, GIF). К сожалению, в редких случаях для разных игр подойдет одна и та же программа-конвертер, так как форматы могут быть различны не только в разных играх, но и разных версиях одной игры. Исключение, пожалуй, могут составить только звуки и музыка: разновидностей форматов здесь сравнительно немного (по сравнению с графикой). Примером общности форматов музыки является линейка игр от Interplay — Fallout 1,2; Baldur’s Gate; Planescape: Torment. Во всех перечисленных играх используется один и тот же формат — ACM. Для этого формата, разумеется, существует и программа-конвертер: Acm2Wav (скачать ее можно по адресу Главное — ключ найти!Вторая группа — это ресурсные файлы, которые группируются по какому-либо признаку, после чего помещаются в один общий файл (архив). Если ресурсные файлы при этом подвергаются сжатию, то такие архивы принято называть именно архивами; если же файлы записываются в исходном виде, то есть без сжатия, это псевдоархивы (в дальнейшем под «архивами» я буду подразумевать оба указанных типа, без поправки на отсутствие или присутствие сжатия). Подавляющее большинство игр используют как раз этот метод. Тут и Heroes of Might and Magic III (архивы LOD, SND, VID) и Planescape Torment (архивы BIF).
Ряд игр использует для хранения ресурсов обыкновенные ZIP-архивы, при этом степень компрессии стоит на нуле, иными словами, сжатия нет вообще. Отсюда вопрос о целесообразности такой запаковки… Но это мы оставим на совести авторов, тем более что распаковать архив ZIP, я думаю, не составит большого труда. Может возникнуть только одна заминка. Редко среди ресурсных файлов вы увидите расширение ZIP. Хоть формат этот и используется, у самих архивов расширение может быть любым. Это и PAK (линейка Quake, Counter-Strike, Half-Life), и BOS (Fallout Tactics), и GRO (Serious Sam). Что бы понять, ZIP это или нет, можно либо сразу попытаться открыть файл с помощью pkzip (или любой другой программы, поддерживающей этот формат), либо вначале просмотреть подозрительный архив с помощью любого шестнадцатиричного редактора (например, Hiew). У всех архивов ZIP первые два символа имеют значение PK. Это — идентификатор формата ZIP. Подтвердив, таким образом, его принадлежность к ZIP’у, опять-таки открываем архив с помощью pkzip. Мастер-библиотекарьИ, наконец, кроме вышеперечисленных, существует еще один тип хранения ресурсов, довольно редкий, а именно — в библиотеках DLL. Библиотеки эти, кстати, тоже не ищите в оригинальном виде — они, как и ZIP-архивы, переименованы… Мне попалась только одна игра такого типа — Imperialism (архивы формата GOB). Приятно, что никто больше по этой дорожке не пошел, так как вытаскивать ресурсы с “книжных полочек библиотек” — удовольствие малоприятное. СамиздатВ отличие от немногих «нормальных» (с точки зрения копателей ресурсов) производителей, большая их часть предпочитает изобретать велосипед. Стандартный ZIP их не устраивает, и они придумывают новый тип архива. Они, как правило, не очень сложны, но требуют создания отдельного распаковщика.
Окончательно разобраться, что к чему, поможет, я думаю, заключительная часть статьи. В ней я собрал список игр, форматов из этих игр и программ-конвертеров, которые способны оказать помощь в раскрытии этих форматов. Ссылки на скачку указаны специально для тех, кто все еще по непонятным причинам покупает журнал без компакта. Для всех остальных сообщаю: все упомянутые ниже утилиты покоятся на нашем диске.
Игры:
Игры:
Игры:
Напоследок хотелось бы отдельно упомянуть три действующих и развивающихся утилиты, которые способны здорово облегчить жизнь начинающему ресурсокопателю.
Game Audio Player (
Dragon Unpacker (
Infinity Engine Editor (
Все три программы вы также можете найти на нашем компакте, плюс на диске примостилось несколько очень важных дополнений к этим утилитам. * * * Искренне надеемся, что вышеизложенные знания надежно обоснуются в коре вашего головного мозга, а описанные утилиты в ваших руках станут мощным инструментом выведения игровых ресурсов на чистую воду из недр архивов, куда их упрятали разработчики. И помните, что ни одна программа не умеет думать, и оказавшись в неумелых руках — мало на что способна… |
© | 2000—2010 «EXTRACTOR.ru» — игровые ресурсы: распаковка музыки и графики, конверторы форматов и многое другое… ![]() |