Что у нас есть?

Это тоже интересно




Статьи и описания форматов игровых файлов

Выкопай свой ресурс!

Автор материала: Михаил Бесчетнов aka Terminus


Трактат о том, где и как прячут разработчики игр ресурсы от наших загребущих рук и каким образом нам эти ресурсы заполучить. Статья опубликована в журнале «Игромания» в номере за март 2002 года.


Многие, проходя очередную игру, с нездоровым интересом (а здоровый интерес, как мы знаем, бывает только к ветчине) задумываются: «а неплохо бы заиметь такие текстурки!» Кто-то просто ради интереса, кто-то пишет свою игру и считает, что его художественные способности явно не дотягивают до желаемого уровня, а кому-то приспичило сотворить очередной скин для WinAmp. Так или иначе, а проблема возникла, и ее надо решать. В этой статье я в общих чертах опишу, как и где прячут производители игр ресурсы от наших загребущих рук.

 

Способов хранения ресурсов существует множество (практически столько же, сколько и игр), но их, по большому счету, можно разделить на две группы.

Много вас, а я один…

Первая группа — это ресурсы, лежащие в открытом виде, когда каждая текстура, каждый звук, каждый скрипт и прочие “кирпичики” игрового мира хранится в отдельном файле. Характерными представителями такой группы являются игры серии Worms. Недостатком такого типа хранения является очень большое количество ресурсных файлов (в тех же Worms, к примеру, их около 3000). Однако, поняв по количеству файлов и их названиям, что перед вами то, что вы искали, и начав загружать для просмотра ACDSee, не спешите радоваться: производители далеко не всегда хранят ресурсы в привычных нам форматах WAV, JPG и т.п. Это — скорее исключение, чем правило. Если выбранная вами игра стала таким исключением — мои поздравления, если нет — есть смысл продолжить чтение. Что делать, если ни один графический редактор не помогает? Ответ один — искать программу (конвертер), созданную специально для просмотра (или прослушивания) данного конкретного формата и конвертации его в один из стандартных форматов (BMP, GIF). К сожалению, в редких случаях для разных игр подойдет одна и та же программа-конвертер, так как форматы могут быть различны не только в разных играх, но и разных версиях одной игры. Исключение, пожалуй, могут составить только звуки и музыка: разновидностей форматов здесь сравнительно немного (по сравнению с графикой). Примером общности форматов музыки является линейка игр от InterplayFallout 1,2; Baldur’s Gate; Planescape: Torment. Во всех перечисленных играх используется один и тот же формат — ACM. Для этого формата, разумеется, существует и программа-конвертер: Acm2Wav (скачать ее можно по адресу http://www.fallout.ru/teamx).

Главное — ключ найти!

Вторая группа — это ресурсные файлы, которые группируются по какому-либо признаку, после чего помещаются в один общий файл (архив). Если ресурсные файлы при этом подвергаются сжатию, то такие архивы принято называть именно архивами; если же файлы записываются в исходном виде, то есть без сжатия, это псевдоархивы (в дальнейшем под «архивами» я буду подразумевать оба указанных типа, без поправки на отсутствие или присутствие сжатия). Подавляющее большинство игр используют как раз этот метод. Тут и Heroes of Might and Magic III (архивы LOD, SND, VID) и Planescape Torment (архивы BIF).

 

Ряд игр использует для хранения ресурсов обыкновенные ZIP-архивы, при этом степень компрессии стоит на нуле, иными словами, сжатия нет вообще. Отсюда вопрос о целесообразности такой запаковки… Но это мы оставим на совести авторов, тем более что распаковать архив ZIP, я думаю, не составит большого труда. Может возникнуть только одна заминка. Редко среди ресурсных файлов вы увидите расширение ZIP. Хоть формат этот и используется, у самих архивов расширение может быть любым. Это и PAK (линейка Quake, Counter-Strike, Half-Life), и BOS (Fallout Tactics), и GRO (Serious Sam). Что бы понять, ZIP это или нет, можно либо сразу попытаться открыть файл с помощью pkzip (или любой другой программы, поддерживающей этот формат), либо вначале просмотреть подозрительный архив с помощью любого шестнадцатиричного редактора (например, Hiew). У всех архивов ZIP первые два символа имеют значение PK. Это — идентификатор формата ZIP. Подтвердив, таким образом, его принадлежность к ZIP’у, опять-таки открываем архив с помощью pkzip.

Мастер-библиотекарь

И, наконец, кроме вышеперечисленных, существует еще один тип хранения ресурсов, довольно редкий, а именно — в библиотеках DLL. Библиотеки эти, кстати, тоже не ищите в оригинальном виде — они, как и ZIP-архивы, переименованы… Мне попалась только одна игра такого типа — Imperialism (архивы формата GOB). Приятно, что никто больше по этой дорожке не пошел, так как вытаскивать ресурсы с “книжных полочек библиотек” — удовольствие малоприятное.

Самиздат

В отличие от немногих «нормальных» (с точки зрения копателей ресурсов) производителей, большая их часть предпочитает изобретать велосипед. Стандартный ZIP их не устраивает, и они придумывают новый тип архива. Они, как правило, не очень сложны, но требуют создания отдельного распаковщика.

 

Окончательно разобраться, что к чему, поможет, я думаю, заключительная часть статьи. В ней я собрал список игр, форматов из этих игр и программ-конвертеров, которые способны оказать помощь в раскрытии этих форматов. Ссылки на скачку указаны специально для тех, кто все еще по непонятным причинам покупает журнал без компакта. Для всех остальных сообщаю: все упомянутые ниже утилиты покоятся на нашем диске.

 

Игры:
Quake 1,2,3; Half-Life; Counter-Strike; Serious Sam; Fallout Tactics
Архивы:
PAK, GRO, BOS
Конвертер:
Архиватор PKZip, PAKScape
Ссылка:
http://allcstrike.narod.ru

 

Игры:
Baldur’s Gate; Planescape: Torment; Icewind Dale
Архивы:
BIF
Конвертер:
Infinity Engine Editor
Ссылка:
http://www.teambg.com

 

Игры:
Diablo I,II; Starcraft; Darkstone
Архивы:
MPQ, CEL, CL2, GRP, MTF
Конвертер:
Пакет Cv v5.1
Ссылка:
http://www.cs.tu-berlin.de/~mickyk/cv.html

 

Напоследок хотелось бы отдельно упомянуть три действующих и развивающихся утилиты, которые способны здорово облегчить жизнь начинающему ресурсокопателю.

 

Game Audio Player (http://bim.km.ru/gap/view.asp?id=%7BCBD54F2B-3D48-4B23-9740-0386484CB8DE%7D#Welcome) — позволяет вытаскивать музыку и звуковые эффекты из более чем 280 игр. К сожалению, список этот включает только те игры, на которых программа была испытана. Хотя на самом деле число 280 сильно занижено (ведь многие игры, на которых утилита не испытывалась, прячут свои вкусности по похожим принципам). Кроме того — помимо звуков, программа может извлекать на свет божий и любые другие ресурсы. Сильная вещь!

 

Dragon Unpacker (http://drgsoft.free.fr/dup4.php3) — предназначен для работы с псевдоархивами и полностью оправдывает свое название. На данный момент поддерживает более 40 игр, и список этот постоянно пополняется.

 

Infinity Engine Editor (http://www.teambg.com) — мощное средство для работы (просмотр, редактирование) с движком Infinity Engine. Тем самым программа предоставляет практически неограниченные возможности по изменению мира Baldur’s Gate 1,2, Planescape: Torment и Icewind Dale.

 

Все три программы вы также можете найти на нашем компакте, плюс на диске примостилось несколько очень важных дополнений к этим утилитам.

* * *

Искренне надеемся, что вышеизложенные знания надежно обоснуются в коре вашего головного мозга, а описанные утилиты в ваших руках станут мощным инструментом выведения игровых ресурсов на чистую воду из недр архивов, куда их упрятали разработчики. И помните, что ни одна программа не умеет думать, и оказавшись в неумелых руках — мало на что способна…


 
©2000—2010 Михаил Бесчетнов aka Terminus
«EXTRACTOR.ru» — игровые ресурсы: распаковка музыки и графики, конверторы форматов и многое другое…
Ссылка на «EXTRACTOR.ru» при перепечатывании оригинальных материалов крайне желательна

Rambler's Top100